«Багровые реки» Жан-Кристоф Гранже

Она сказала, что не может припомнить никаких других французов-писателей, кроме Дюма. Я возразил, что и сейчас, и раньше было много знаменитых французских писателей. Само словосочетание «французский роман» привычно. И оно даже отдает пожилым оттенком по типу братьев-прилагательных «старый» и «добрый». Верн, Гюго, Мопассан, Бальзак, Экзюпери, Флобер, Камю… Да мало ли.

Между тем, я почитываю французов, хоть и не выделяю детективный жанр в число хоть сколько-нибудь любимых. Мне они кажутся заказом хоть и зарубежного, но МВД. Описанные события напрягают неестественностью. Не вяжутся с реальностью, как «Улицы разбитых фонарей» 156-го сезона. Или сериал «След», который, как оказалось, существует и идет со времен, когда изобрели письменность в виде кириллицы. Да, это шутка в несколько слоёв.

Французов читаю в виде триллеров. Это выяснил не сразу, а проанализировав шлейф прочитанного. У них яркие и продаваемые тяжелые, пугающие книги. И вот «Багровые реки» – самая крутая, хоть и уже заметно поседевшая из них. Из тех, что читал на текущий момент.

Запутанная, максимально жестокая история, напряженная, как мышцы читателя, которому говорят, что французских писателей нет, кроме Дюма. Классная. И, к сожалению, экранизированная. Поскольку я видел постеры к фильму, но еще пока не сам фильм, от образа Жана Рено, трудно освободиться. И от того, другого француза, который играет араба. Араб по книжке должен быть в дредах и с козлиной бородкой. Сравните с Венсаном Касселем. Моника Беллуччи не пошла бы за Боба Марли, как считаете?

В любом случае. Книга крутая. Очень качественная. Пугающая и мрачная, как жизнь плохой тёщей. Как жизнь без французских писателей, как зубная боль или что там происходит накануне отпуска. В общем, очень хороший роман. Если важно, он 1998 года выпуска. Ну, да, поздновато уже читать. Но он не перестал быть менее актуальным и не стал смешным, что говорит о качестве.

Немного о сюжете. Крутой коп попадает в небольшой городок из-за залёта с болельщиками на стадионе (этого, говорят, в фильме нет – к основной линии повествования не имеет отношения). Он расследует странное, чудовищное убийство безобидного чувака. А в это время другой крутой коп помоложе расследует череду нелепых преступлений. Истории, конечно, потом переплетутся. Но чем и как этот двойной конферанс переплетётся, в этом интрига. Важно, что главы про первого копа не давят интерес к главам про второго.

Короче, круто. Буду под впечатлением. Но Гранже читать не кинусь, мне всегда после триллеров нужно противоядие. А Жан-Кристоф, как вы уже поняли, это не «Элен и ребята». Это этюды в максимально багровых тонах.

04.08.2022